Чтобы быть живым

22 октября 2014 г., среда
Проект реализуется при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту республики Татарстан, региональной молодежной общественной организации «Центр развития добровольчества Республики Татарстан», «Набережночелнинского психоневрологического диспансера филиала «ГАУЗ РКПБ им. академика В. И. Бехтерева». Его автором и организатором стал Центр психолого-педагогической помощи «Диалог». Психолог центра, руководитель Набережночелнинской экспериментальной площадки Наталья Кульгинская рассказала нам о подробностях проекта.
– Почему проект «Я-живой» актуален сейчас? На какой результат нацелены его авторы?
– «Я-живой» – проект, который поможет испытать и доработать модуль работы психологов по предупреждению случаев самоубийства среди подростков и молодежи. Я изучаю эту тему давно и предложила внедрить программу профилактики суицидов в нашем центре, а когда инициативу поддержали на городском и республиканском уровнях, появился этот проект. По данным прокуратуры Татарстана, за последние полгода в республике наблюдается рост количества подростковых суицидов. Актуальна эта тема и для нашего города. Используемые ранее методы профилактики недостаточно эффективны, поэтому возникла необходимость внедрения новых форм и технологий. Суицид – это крик о помощи, и нельзя оставаться к нему равнодушными. Особенно когда это касается подростков и молодых людей. Основная наша аудитория в проекте – молодежь 14-19 лет, мы работаем с ссузами и вузами. В нашей команде – психологи, педагоги и волонтеры, помогающие организовать мероприятия. 
«Я-живой» реализуется в Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске и Лениногорске. Программа стартовала 1 октября и продлится до конца января. Это наш пилотный проект. Далее мы собираемся его совершенствовать, а полученные результаты и опыт использовать в профилактике.
– В чем особенности работы психолога в этой проблеме?
– Как правило, тема суицида вызывает естественный страх. И хочется закрыться от нее, в первую очередь, нам, взрослым, родителям, учителям, сделать вид, что этого нет. Но проблема так не решается и меньше не становится. Работая в теме суицидального поведения, мы сделали некоторые наблюдения. Во-первых, есть очень много детей, которые нуждаются в психологической помощи, некоторые – в длительном психологическом сопровождении. Во-вторых, детей нужно учить, что жизнь – это самое важное, что у тебя есть, а трудности – это часть жизни и важно научиться их преодолевать и из того, что с тобой происходит, извлекать уроки. В-третьих, необходимо донести до ребенка мысль, что он не одинок. Даже если тебе сейчас очень плохо, и ты чувствуешь себя очень одиноким, можно обратиться за помощью, и тебе ее окажут. Наша задача выявить таких детей и оказать квалифицированную помощь, исходя из индивидуальной ситуации развития и жизни.
– Что чаще всего становится причиной суицидального поведения?
– Причина всегда одна – серьезная дезадаптация ребенка в жизни, в окружающем его мире. А вот факторов, способствующих этому, может быть много. Это и затяжные семейные конфликты или нарушения семейного воспитания, низкая стрессоустойчивость и психологическая травма, неумение общаться со сверстниками и одиночество, нарушения в ценностной сфере и уход от ответственности. Также большую роль играют депрессии, невыявленные психические отклонения, когда ребенку вовремя не оказывается помощь. В каждом случае разбираться надо индивидуально: что подтолкнуло подростка, молодого человека на такой крайний шаг. Есть, конечно, и манипуляторные суицидальные попытки, когда такими угрозами подросток хочет получить нечто для себя желаемое. Но к любым подобным проявлениям, когда речь идет о несовершеннолетних, относиться нужно серьезно, поскольку подростки не до конца осознают последствия, для них это некая подконтрольная взрослыми игра, где их обязательно спасут, а это происходит не всегда.
– Что является сигналом тревоги для родителей?
– Маркеров проявления суицидальной предрасположенности много. Условно их можно поделить на несколько групп: поведенческие, эмоциональные, коммуникативные, ситуативные. Например, резкое изменение любого привычного поведения у ребенка: был веселым – стал замкнутым; раздача своих вещей, особенно тех, которыми дорожит; изменения в аппетите, сне и бодрствовании; чрезмерное увлечение темой смерти, посещение соответствующих сайтов в Интернете. В эмоциональном плане – это резкие колебания в настроении, подавленное, тоскливое состояние, вспышки агрессии. Подростки могут высказывать косвенные фразы, типа «Если меня не будет, вам всем станет легче», «Не вижу смыла в таком существовании», «Зачем дальше жить». Признаков очень много, именно этой теме будет посвящен один из наших семинаров для педагогов и родителей. Самая лучшая профилактика суицидов – это вовремя оказанная квалифицированная помощь.
– Чем семья и школа могут помочь подросткам?
– Подростковый возраст сам по себе сложный, в силу тех внутренних изменений, которые происходят в организме, психике молодого человека. И важно помочь ему пройти этот этап наименее болезненно. В семье, я не скажу ничего нового, важно ребенка любить. Не потакать его прихотям и капризам, не подменять эмоциональное общение материальными благами. Важно, чтобы молодой человек знал, что семья – это место где тепло, безопасно, где его ценят и поддерживают в трудные моменты жизни. И в семье, и в школе очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать ценности, такие как любовь, добро, долг, честь, забота друг о друге и о себе. Учить ценностному отношению к жизни, справляться с трудностями, просить о поддержке и помощи и быть готовым самому оказывать ее. Мы надеемся, что наш проект поможет в решении этой серьезной проблемы. А также просим откликнуться людей, соприкоснувшихся с этой темой лично и готовых поделиться своей историей.

Телефон Центр психолого-педагогической помощи «Диалог» – 51-57-90.
Телефоны подростковой службы доверия – 52-96-96, 52-55-52
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International